"Стремись к мудрости, а не к знаниям. Знания — это прошлое. Мудрость — это будущее." (Мудрость – это то, что остается, когда все полученные знания забыты...)Мудрый в школу не пойдёт... (с) Но мало того что в мудрости люди обретают рассадник и источник всяческой жизни: все, что есть в жизни приятного, — тоже дар мудрости. Чем была бы земная наша жизнь, и вообще стоило ли бы называть ее жизнью, если б лишена была наслаждений? Вы рукоплещете? Я так и знал, что каждый из вас настолько мудр, чтобы не согласиться с этим мнением. Сами стоики отнюдь не отворачиваются от наслаждений. Лицемеря и клеймя наслаждение перед грубой толпой, они просто хотят отпугнуть других, чтобы самим вольготнее было наслаждаться. Но пусть ответят они мне ради Зевса: что останется в жизни, кроме печали, скуки, томления, несносных докук и тягот, если не примешать к ней малую толику наслаждения, иначе говоря, если не сдобрить ее мудростью? Попытаемся, однако, рассмотреть этот предмет более обстоятельно. Прежде всего, кому не известно, что первые годы — самый приятный и веселый возраст в жизни человека? Детей любят, целуют, ласкают, даже враг-чужеземец готов прийти к ним на помощь. Чем объяснить это, если не тем, что мудрая природа окутала младенцев привлекательным покровом мудрости, который, чаруя родителей и воспитателей, вознаграждает их за труды, а малюткам доставляет любовь и опеку, опеку, для них необходимые. За детством следует юность. Кому она не мила, кто к ней не благоволит, кто не стремится помочь ей, кто не протягивает ей дружелюбную руку? Но в чем, спрошу я, источник очарования юности, если не в отсутствии знаний? Чем меньше умничает мальчик, тем приятнее он всем и каждому. Разве я лгу, утверждая, что люди, по мере того как они становятся старше и начинают накапливать знания благодаря собственному опыту и воспитанию, понемногу теряют свою наивность, привлекательность, неискушенность и неиспорченность? Чем более знаний накапливает человек, тем противнее становится ему жить, пока не наступит наконец тягостная старость, ненавистная не только другим, но и самой себе. Никто из смертных не вынес бы старости, если бы мудрость не сжалилась над несчастными и не поспешила бы на помощь. Недаром про дряхлеющих старцев говорят в народе, будто они впали в детство и обрели мудрость. Будто они забыли все знания и несут вздор… Тем лучше! Это и означает, что они стали мудрыми. Быть мудрым и нести вздор — разве это не одно и то же? Разве не больше других веселится тот, кто мудрее? И кто согласится водить знакомство со стариком, который, наряду с приобретенной за долгие годы мудростью, сохранил все полученные за долгую жизнь знания? Лучше уж ему, право, стать дураком. Это избавит его от тяжких забот, которые терзают умника. Благодаря мудрости он еще считается недурным собутыльником. Он не испытывает мучительного пресыщения жизнью. Он будет несчастнейшим из людей, если сохранит свои знания, а не мудрость. Стремитесь к мудрости, а не к знаниям. Знания — это прошлое. Мудрость — это будущее!" "Похвальное слово Мудрости" (лат. Moriae Encomium, sive Stultitiae Laus) Эразм Роттердамский, переводчик
|