DictionaryForumContacts

 slavtas

1 2 all

link 15.02.2011 2:42 
Subject: словарь библеизмов relig.
Привожу цитату:
"TURN THE OTHER CHEEK
Матфей 5:39
ОБРАТИ ДРУГУЮ ЩЕКУ
Не давай противнику сдачи

"Подставь другую щеку" - так это выражение закрепилось в русском языке, но менее спорным от этого не стало. Ведь законы Моисея предусматривали возмездие, а тут - полное с ними расхождение. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас - вот что предлагал Иисус. Непротивление злу насилием - вот какая теория появилась в результате этой позиции Иисуса, ее отстаивали многие, достаточно вспомнить Махатму Ганди, Мартина Лютера Кинга, а чуть раньше в России - Льва Толстого. Но как-то эта теория почти нигде в мире не приживается - видимо, людям свойственно давать сдачи. И все-таки эта формула в Библии выглядит так: "Whosoever shall smite thee on thy right cheek turn to him the other also" ("Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую")."

В корне не согласен с "Не давай противнику сдачи", потому что не этому учил Иисус. Разберемся в обыкновенном ходе действий. "Но кто ударит тебя в правую щеку твою", в подавляющем большинстве случаев люди - правши, следовательно бить в любом случае бить удобно с правой в левую щеку, никак не в правую. Если уж и разбираться в законе Моисеевом, то находим там пункт посвященный выражению всеобщего презрения, а именно удар тыльной стороной ладони левой руки по правой щеке. Смысл выражения "Whosoever shall smite thee on thy right cheek turn to him the other also" ("Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую") заключается в том, что, если за ваши убеждения (имеется в виду христианское вероисповедание и соблюдения слова заповеданного Иисусом, веру в него как в Сына Божьего) общество невеж, атеистов, упертых агностиков и прочих откровенно плюет вам в лицо, стоит стоять на своем и от веры не отступать.
Изучайте историю вопроса)

 Rascha

link 15.02.2011 3:31 
фигасе. дайте ссылку поизучать вопрос.

 slavtas

link 15.02.2011 3:40 

 Rascha

link 15.02.2011 3:53 
а, я думала, что есть нормальный светский исторический источник. православные еще не того напишут

 slavtas

link 15.02.2011 4:17 
вот еще http://lord-3000.livejournal.com/46051.html
довольно интересная интерпретация

 Rascha

link 15.02.2011 4:22 
regardless of религиозных взглядов, переводчик прежде всего лингвист, а не богослов.
"подставь другую щеку" - в народе имеет именно тот подтекст, что описан автором "словаря библеизмов".
не спорю, что народное истолкование многих афоризмов, заимствованных из религиозной литературы, порой отличается от их ultimate значения в свете конкретного религиозного учения. но это уже из другой области знаний.

 Rascha

link 15.02.2011 4:24 
кстати, текст по приведенной Вами ссылке отдает явной "ксенофобщиной", так свойственной "православнутым" фанатикам

 silly.wizard

link 15.02.2011 4:31 
Rascha, это вы про какую ссылку? 6:40 или 7:17?

 slavtas

link 15.02.2011 4:33 
http://cogmtl.net/Articles/105b.htm
вот еще более интересное и исторически правильное

 Rascha

link 15.02.2011 4:40 
7:17 которая

 slavtas

link 15.02.2011 4:43 
что касается приведенных мною ссылок: на каком основании вы можете делать такие выводы и причислять меня к числу "православнутых" фанатиков? ссылки даны, в первую очередь, как информационный источник. если вы не способны к выявлению значимой информации, а склонны видеть только религиозную подоплеку, то мне тогда уж нечего вам возразить. развивайтесь и читайте между строк.
первая ссылка действительно относится к толкованию православному, что для меня нашлось удивительным в таком изложении. официальная позиция государственной православной церкви (а это именно так, потому что церковь в нашей действительной реальности - часть государственного аппарата) - толкование - именно как смирения, раболепства и прочего пред лицом сильным (государством), воспитание молчаливо послушного скота (населения), которое как ни бей (проводи реформы), оно всё стерпит.
вторая ссылка относится к еще более неправославному, в настоящем понимании, толкованию, но изначально верному.
третья ссылка приведена как подтверждение второй. там более доходчиво объясняется. если вас действительно заинтересовал данный вопрос, то будьте любезны обратиться к поиску соответствующей литературы с применением фильтров прежде всего своего внутреннего настроя и чутья. вы, как "переводчик", который "прежде всего лингвист", должны им обладать.

 silly.wizard

link 15.02.2011 4:49 
Rascha, ok, спсб ... а то 6:40 мне понравилась (came across like an honest attempt to understand), так что решил переспросить на случай вдруг я что пропустил ;)

 Rascha

link 15.02.2011 4:52 
slavtas - вас я ни к кому не причисляла. приведенные вами источники - как раз-таки религиозные, безо всякой подоплеки. все три.

 slavtas

link 15.02.2011 5:13 
Rascha, ну а как же вы думали разбирать библейский текст без должных религиозных источников и опять же религиозных мыслителей? не будучи человеком с более менее религиозным ходом мысли, можно своим "человеческим разумением" таких гор наворотить, что хватить разгребать потомкам на многие лета вперед, либо же сотрясать воздух, причем так, что ни слова в памяти слушающего не задержится. мы же с вами не дед Щукарь, чтобы самостоятельно без должных источников знаний выстраивать логические цепочки "по догадке", основываясь ни на чем) расширение кругозора дает расширение сознания и понимания, что опять же немаловажно в нашей с вами деятельности

 Rascha

link 15.02.2011 5:22 
узус, slavtas, вещь упрямая)

 slavtas

link 15.02.2011 5:31 
узус узусом, однако ж, считаю, что по роду профессии "толмача" (http://dic.academic.ru/dic.nsf/vasmer/48985/толмач) считаю долгом своим - разъяснение широким массам) не так уж и давно люди считали, что Земля плоская)

 Dmitry G

link 15.02.2011 8:34 
удар тыльной стороной ладони левой руки по правой щеке

Такое даже мастерам кун-фу непросто исполнить :)

 nephew

link 15.02.2011 8:46 
вспомнилось из Стругацких, "на самом деле Он говорил не "Не мир Я вам принес, но меч", а "Не мир Я вам принес, но мечту о мире"", а это потом переписчики затерли" (цит. по пам.)

 Lonely Knight

link 15.02.2011 9:08 
"Такое даже мастерам кун-фу непросто исполнить :)"

)))))))))))))))))))))

 Alexander Oshis moderator

link 15.02.2011 9:12 
///"Такое даже мастерам кун-фу непросто исполнить :)"///

Попробовал. Хук левой в челюсть - как-то получается. Если в руке гантелька, то даже очень убедительно.

А вот тыльной стороной левой ладони по правой руке противника - почти не получается...

Вероятно, это было доступно только непротивленцам высокого уровня посвящения.

Просто некоторым не дают у себя в церкви проповедовать, а очень хочется... ну очень...

 Rascha

link 15.02.2011 9:56 
в общем, позучала я историю вопроса.
цитируемое предложение является продолжением (поясняющим) повеления Джизаса "не противьтесь злому". мне кажется, никакой неоднозначности или намека на скрытый подтекст. а вот евангелист Лука, цитируя этот же постулат нагорной проповеди, вообще не уточняет, по какой щеке ударяют и какую нужно подставлять. так что "углубления" до такой степени в данном случае неуместны.
отдельный респект М.Заготу за труд.

 slavtas

link 15.02.2011 10:36 
приношу свои извинения за смущение народа про тыльную сторону, перепутал)правой рукой, тыльной стороной, либо левой)

 slavtas

link 15.02.2011 10:39 
Дело в том, что выражение «ударить по правой щеке» в той культуре означало – оскорбить человека. Удар по правой щеке обычно наносился тыльной стороной правой руки. Это не был удар насилия, это был удар оскорбления, подобный тому, как в прошлые века вельможи вызывали друг друга на дуэль ударом перчатки по правой щеке. Таким образом, зная культуру и обычаи современников Христа, мы можем лучше понять слова Иисуса о правой щеке. Иными словами, Иисус сказал: «не отвечайте злом на зло, оскорблением за оскорбление, местью за обиду!»
взято отсюда http://cogmtl.net/Articles/105b.htm , раздел III

 slavtas

link 15.02.2011 10:42 
2 Праздный Ленивец
а некоторым висящим на дереве головой к небу и тыльной частью тела к людям, ну никак без того чтобы не пословоблудить в коментах)

 Dmitry G

link 15.02.2011 10:44 
На дереве головой к небу висел некто Иуда :)
slavtas, на досуге поизучайте этимологию слова "словоблудие"... вдруг чего полезного найдете...

 Rascha

link 15.02.2011 10:49 
slavtas, а если по левой - это не оскорбительно?

 nephew

link 15.02.2011 11:30 
насчет *Наивысшей формой демонстрации презрения у древних евреев было нанесение удара ладонью по одной щеке, а потом тыльной стороной ладони по другой щеке * что-то мне не верится. Написать, как уже было сказано, можно что угодно.

что до пощечин и вообще оскорблений действием, то у древних евреев все было регламентировано, и вот более достоверный источник:
"it all depends on who is put to shame and who it is that puts him to shame." But for certain acts of violence that involve very little pain and no permanent disablement, but mainly disgrace, the sages fixed a scale of compensation, namely: for a stroke with the fist, one sela or shekel (nominally 60 cents); for a slap with the open hand, two hundred zuzin (1 zuz = 15 cents); for a back-handed slap, or for pulling a man's ear or hair, or tearing off his cloak or a woman's headgear, or spitting at a person if the spittle reaches his flesh, four hundred zuzin ($60 nominal) (B. Ḳ. viii. 6). A kick with the knee costs three selas; with the foot five selas; a stroke with an ass' saddle thirteen (B. Ḳ. 27b, Rashi l.c.). According to Maimonides (Yad ha-Ḥazaḳah, Ḥobel u-Mazziḳ, iii. 8-10), each slap, kick, or stroke counts separately. But he also says (following B. Ḳ. 36b) that these sums are not meant for the full-weight or Tyrian coins, but for the "country currency," worth only one-eighth of the Tyrian.

These liquidated damages cover only pain and shame: if sickness ensue, stoppage and cure have to be paid for separately.

Read more: http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=2029&letter=A&search=slap in the face#ixzz1E1fYFAca

 sink

link 15.02.2011 11:42 
дяденька slavtas, а можно спросить?
а чего это вы вдруг об изучении вопроса о непротивлении злу насилием забеспокоились? и других призываете.

а, это,... Иисус вас как, лично учил? что вы прям вот так точно и знаете, чему и как учил? 0_0

 slavtas

link 16.02.2011 2:20 
2 Праздный Ленивец, обязательно, благодарю за совет, надеюсь найти для себя много нового и интересного)
2 Rascha, любая форма насилия - оскорбление, речь идет о выражении презрения, в общепринятой форме
2 nephew, спасибо за источник, очень интересно и познавательно) добавлю в коллекцию)
2 sink, непротивление злу насилием - актуальная тема для нашей с вами действительности и государства, в котором мы живем (если вы не из РФ, то вопрос опускается), особенно в свете происходящих событий и изменений.
прошу, пожалуйста, не причисляйте меня к лицу призывающих к всемерному смирению перед лицом всякого насилия (не только физического), ровно как и к лицу вопящих о необходимости революций, террора (вспомним красный террор) и прочего. я всего лишь навсего смотрю, насколько развито самосознание у людей и понимание прочитываемого, ровно как и насколько способны люди аргументированно преподносить свою позицию) сразу оговорюсь, что сам не безошибочен, за любые замечания и поправки благодарю заранее)

 slavtas

link 16.02.2011 2:24 
ах да, sink, если ваш вопрос более практического характера, нежели риторического, не без заинтересованности в ответе, то готов изложить свои позиции и вне форума)

 Ухтыш

link 16.02.2011 2:41 
О ляля, я боюсь за sink теперь.. Не выходите из дома))

 slavtas

link 16.02.2011 10:01 
и вовсе это не угроза здоровью, а предложение не засорять посторонними фразами форум) такие вопросы в подробностях можно (и лучше) через личные сообщения или аськоскайпы обсуждать
да, этот аскер подставлять другую щеку не собирается... грубит, хамит, да еще и находит себе псевдобогословские оправдания... а может, на костер его? для ясности?

Get short URL | Pages 1 2 all