http://katera.ru/main/magazines/page.php?id=259&comments=1 Страничка из истории абсолютного рекорда С окончанием II мировой войны в распоряжении строителей рекордных глиссеров оказались авиационные реактивные двигатели, обеспечивающие любую необходимую тягу без всяких потерь мощности в передаче, на низкий КПД гребного винта и т.п. Напомним, что в 1952 г. американец Стенли Сайерс на трехточечном глиссере “Сио-Мо-Шен” в последний раз установил абсолютный рекорд скорости на воде, используя ДВС: он показал 287,38 км/ч и вскоре погиб, пытаясь превысить эту величину. Теперь-то мы знаем совершенно точно, что цифра 287,38 действительно близка к максимально возможному пределу для винтового глиссера с ДВС.(Подробнее — см. статью Б.Гибнера в “КиЯ” вып.№ 4, 1965 г.). Так или иначе, для многих водномоторников тех лет был характерен опасный легкомысленный подход: показалось, что превысить рекорд Стенли Сайерса очень просто — достаточно демонтировать на трехточке валопровод, а ДВС заменить поставленным над палубой реактивным двигателем. Очевидно именно так и думали некоторые патриотически настроенные французские гонщики. Дело в том, что французам так ни разу и не удалось вмешаться в ту жестокую борьбу за рекорд, которую с переменным успехом вели американцы и англичане. И вот теперь они решили, что могут легко и быстро взять реванш. Журналист Ги Левек рассказывает (“Neptune-Yachting”, IV, 1990): “В самом начале 1952 года Леон Руссе — президент водно-моторного клуба провинции Иль-де-Франс — сугубо конфиденциально сообщил мне о работах, проводимых в большой тайне предпринимателем М.Леканю. Он создавал скоростной трехточечный глиссер из алюминиевого сплава для установления рекорда. Основой идеи был революционный двигательно-движительный комплекс: авиационный турбокомпрессорный реактивный двигатель фирмы Turbomeca с тягою 150 кГс. 11 апреля меня пригласили на закрытую базу в Д'Эрбле, чтобы я мог присутствовать на первых испытаниях глиссера. Волнение собравшихся достигло апогея, когда Леон Руссе сел за рычаги управления глиссером. В момент, когда двигатель был запущен, я находился на боне обвешанный фотокамерами, чтобы в подробностях запечатлеть старт этой “гигантской паяльной лампы”. Могу засвидетельствовать только одно: под действием высокой температуры вырывавшихся из сопла двигателя газов мои брюки загорелись, а носки сапог начали оплавляться. К тому же, я мгновенно лишился растительности на ногах! Дальнейшее я помню плохо, но знаю, что несмотря на все попытки стартовать вновь с непрестанно регулируемым двигателем, скорость глиссера так ни разу и не удалось поднять выше 40 км/ ч. “Адская машина” Леканю не смогла даже по-настоящему выйти на глиссирование, не говоря уже о расчетных и рекордных 300 км/ч. Несмотря на эти более чем скромные результаты Леканю и бесстрашный Руссе удостоились личных поздравлений от президента Ориоля, оценившего их патриотизм”. В упомянутой статье Б.Гибнера “История мирового рекорда скорости на воде” подробно рассказано о том, какие исследовательские работы по освоению новейших достижений аэро- и гидродинамики пришлось вести по крайней мере восемь лет, через сколько смертей довелось пройти, прежде чем в 1955 г. прославленный англичанин Дональд Кэмпбелл открыл эпоху рекордов на глиссерах с реактивным двигателем. Если он на 7,74-метровой “Синей птице” показал скорость 325,75 км/ч, то на сегодня уже 21-й год остается не побитым рекорд австралийца Кена Ворби: скорость его реактивного глиссера “Спирит оф Австралия” составила 510,45 км/ч.
|